Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Родительский университет

Дата: 2 ноября 2021 в 14:37, Обновлено 17 ноября 2021 в 12:26
92 просмотра

"Развитие самостоятельности у обучающихся, важнейшая особенность для дальнейшего обучения".
Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Таким образом, ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность.
Основные принципы развития самостоятельности
1. В любом возрасте на пути человека неизбежно будут возникать проблемы - у малыша, подростка или взрослого.
2. Если мы решаем его проблемы, он учится полагаться и зависеть от нас.
3. Если мы даем ребенку возможность самому решать свои проблемы, он развивает в себе соответствующие способности, учится ответственности и самостоятельности. А это как раз то, чего мы добиваемся.
4. Дети обладают необыкновенным и часто неизвестным нам потенциалом для решения своих проблем.
5. Если мы будем верить в своих детей, не станем требовать от них совершенства, смиримся с их ошибками и неумелыми попытками, принимая это как должное, таким образом, мы научим их "прыгать в воду" самостоятельной жизни. Когда детей учат прыгать в воду, начинают обычно с невысокой подставки постепенно приближаясь к прыжкам с трамплина. Пока ребенок маленький, у него и проблемы проще, и падать ему ниже. Но если он не будет постоянно тренироваться в решении своих проблем, потом будет значительно больнее падать с большей высоты.
6. Детям нужна помощь, и в наших силах им помочь. Но помогать следует не решением проблемы вместо ребенка - ответственность за ее решение проблемы лежит на нем. А мы помогаем ему укрепить уверенность в своих силах, поддерживаем и ободряем его ,способны выслушать и посочувствовать.
7. Мы обязаны верить в силы и способности ребенка, отражать, как в зеркале, все его хорошие качества. Только так он сможет поверить в самого себя.

В младшем школьном возрасте можно успешно формировать самостоятельность, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. У младших школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках .

Характеризуя самостоятельность младшего школьника, отмечается еще недостаточно устойчивый и во многом ситуативный характер отдельных ее проявлений, что связано с психическими особенностями данного возраста. Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Вместе с тем младшим школьникам присуща внушаемость и подражательность. Отмечена и такая особенность характера младшего школьника как импульсивность, склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Младшие школьники очень эмоциональны, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха. Их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. Самостоятельность является важным волевым качеством. Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. В  некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными .

Учитывая сложность и противоречивость процесса развития самостоятельности необходимо выделить ее уровни, имея в виду разные ее стороны. Критериями выделения уровней могут быть разные показатели.  

1. Степень сформированности знаний, умений, навыков.

2. Содержание и устойчивость мотивации.

3. Отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы [25].

В соответствии с ними возможны следующие уровни самостоятельности:

  • подражательно-пассивный (низкий, выполнение действий по готовому образцу);
  • активно-поисковый (средний, свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации);
  • интенсивно-творческий (высокий, успешное применение знаний в новой нестандартной ситуации).

Проблема формирования самостоятельности требует установления показателей, по которым можно судить о наличии самостоятельности. Выделяются следующие показатели в разнообразных сочетаниях:

  • соединение в деятельности школьника собственной мысли с личным выполнением умственных и функциональных действий;
  • собственное побуждение и осознание школьного смысла и цели работы;
  • отсутствие педагогического руководства;
  • внесение в выполнение работ нового по отношению к образцу;
  • готовность к труду и целенаправленное проявление максимума активности, творчества в суждениях, инициативности и т.д.
  • умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;
  • прогнозирование собственной деятельности (постановка цели, формулировка проблемы, планирование этапов решения);
  • хорошо выраженная оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения;
  • высокая   интенсивность  самостоятельной  деятельности, в процессе которой осуществляется самоконтроль;
  • готовность активно сотрудничать с участниками педагогического процесса, внешкольными объектами;
  • высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда ].
  • умение по-своему подойти к решению сложных задач, возникающих в изменяющихся условиях;
  • умение правильно и самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • умение свободно и независимо от суждений других высказывать свои мысли;
  • способность к критическому отношению [17].

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

Таким образом, ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Исходя из психологических особенностей данного возраста, можно сделать вывод, что самостоятельность как волевое качество младших школьников проявляется в трудовой, игровой деятельности, в общении, в коллективе сверстников, в семье. Все вышеизложенное следует учитывать при формировании самостоятельности младших школьников.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать –  признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

Рекомендации родителям по развитию самостоятельности младших школьников

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

Предоставьте ребенку возможность выбора

• Хочешь одеть синий свитер или зеленый?

• Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его яблочным соком или заесть ложкой меда?

• В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.

• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время спать. Но ты можешь пойти спать сейчас или немного поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.

Уважайте попытки ребенка справиться с трудностями

Принято считать, что фраза “Это же так просто!” ободряет ребенка. Позволю себе с этим не согласиться. Наоборот, если мы признаем, что задача, стоящая перед ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае неудачи и дадим ему возможность  гордиться собой, если он справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая “ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте подсказать “иногда помогает, если…”: "Эту бутылку непросто открыть. Иногда помогает, если  надавить на пробку ладонью и одновременно поворачивать ее".

Не задавайте слишком много вопросов

Мы считаем, что подробно расспрашивать ребенка “Что было в школе? Как написал контрольную? Как с ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь "хорошие родители" всегда так поступают. Но порой мы с удивлением обнаруживаем, что безо всяких вопросов готовы ребенок сам начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы внимательно выслушать его.

Не торопитесь отвечать

Ребенок засыпает нас вопросами: "Что такое радуга? Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?"

Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем задать вопрос. Мы можем поддержать умение самостоятельно мыслить, если предоставим маленькому философу возможность высказать свое мнение и порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий и правильный ответ. Но отвечая сразу, мы лишаем ребенка возможности думать и рассуждать. Попробуйте стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа "А как ты сам думаешь?" Можно перефразировать вопрос: ”Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?" - это тоже может заставит ребенка задуматься. Можно подтвердить, что вопрос непростой: ”Ты задаешь очень важный вопрос -  философы думают над этим уже много столетий”.

Не торопитесь отвечать. Поиск решения может быть важнее, чем само решение.

Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение

Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии, найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на вопрос о домашних животных. Зубной врач лучше вас объяснит, почему и как нужно чистить зубы. В интернете тоже можно найти много нужной информации. Научите ребенка использовать все эти источники.

Не убивайте надежду

Дети получают большое удовольствие, фантазируя, мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от разочарований, мы можем лишить их важных переживаний. Пусть мечтают стать космонавтами или депутатами Кнессета, великими путешественниками и открывателями новых земель. Мы можем с интересом выслушать их, посоветовать, что почитать, задавать вопросы  и  вместе  мечтать.

Откажитесь от мелочной опеки и постоянного вмешательства в дела ребенка

Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза, заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в его внутреннее пространство.

Не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии

- Она у меня такая слабенькая - все время болеет...

- Ее все любят,  все девочки вокруг хотят с ней дружить...

- В первом классе ему тяжело давалась математика, но сейчас он выправился...

Пусть ребенок говорит сам за себя

Если  в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится ли ему в школе, как он относится к новорожденному братику и почему не играет новой игрушкой, единственный  уважительный ответ с вашей стороны: “Пусть он сам вам  ответит”.

Уважайте намерения ребенка

Иногда ребенок очень хочет что-либо сделать, но  физически или эмоционально он еще к этому не готов.

• Хочет скатиться с горки, но, забравшись наверх, пугается.

Вместо уговоров, увещеваний, подталкивания, или даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что он сделает это сам, когда будет готов.

Сократите количество «нет»

“Нет” воспринимается ребенком как покушение на его самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют всю свою энергию, чтобы противостоять нашему  “нет”. О том, как реже говорить “нет”, но при этом не потакать ребенку, как  обозначить пределы его самостоятельности и стоять на своем, мы поговорим  в  одной  из  следующих  бесед. А пока просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он просит, или можно найти разумный компромисс, предоставив возможность выбора самому ребенку.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.