27.04.2023
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность
В рамках ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» классный руководитель IX класса Матонис Мария Иосифовна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков: «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры», «Беларусь – страна талантливых людей».
Историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития белорусского народа, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется.
Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» ребята обсуждали, что составляет национальную культуру белорусского народа, почему так важно сохранить духовные ценности и традиции, сформированные на основе исторического опыта многих поколений.
Учащиеся подготовили выступления о значимых объектах Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Многие из ребят посещали эти объекты, они рассказали о своих впечатлениях от экскурсий в Мирский и Несвижский замки.
Ребята посмотрели видеоролик «Колядные цари в Семежево. Необычайные деревни», обсудили традиции и обряды, которые хранят и возрождают в нашем регионе.
Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны. Учащиеся составили ТОП-10 книг, которые необходимо прочитать каждому культурному человеку и обосновали свой выбор.
В рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся высказали своё мнение об актуальности темы сегодняшнего разговора. Вместе с классным руководителем они посетили школьный этнографический музей «Спадчына». Руководитель музея рассказала о предметах быта, которыми пользовались наши предки.
В заключении информационного часа учащиеся заглянули в школьную библиотеку и поинтересовались, есть ли там книги, которые они должны прочитать, чтобы быть культурными и эрудированными, настоящими гражданами своей страны.
23.03.2023
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого
ЛУЧШАЯ ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА
В рамках ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» классный руководитель 8 класса Троцкая Татьяна Петровна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков: «Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны», «Развитие жилищного строительства в Беларуси», «Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого». Ребята узнали о последних достижениях в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» ребята обсуждали, какие показатели свидетельствуют о развитии строительно-промышленного комплекса Беларуси, чем можно гордиться в дорожном строительстве.
Учащиеся посмотрели видеоролик «Как устроен новый высокотехнологичный завод ОАО «БЕЛГИПС». Белорусская цементная компания – холдинг из 26 предприятий. Это ведущий и единственный производитель строительных материалов из гипса, считается лидером по поставке на отечественный рынок строительных материалов. Строительство – одна из наиболее обширных сфер профессиональной деятельности в нашей стране
С ростом населения и увеличением транспорта необходимы новые здания, объекты инфраструктуры. Поэтому профессии в сфере строительства всегда востребованы. Ребята подготовили информацию о учреждениях образования, которые являются главной «кузницей кадров» для строительной отрасли Республики Беларусь.
Жилищно-коммунальное хозяйство – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни. Учащимся было предложено посмотреть видеосюжет «Как работает новая станция компостирования растительных отходов».
Сегодня в Беларуси запущено движение «Цель 99» как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей страны к отходам потребления, популяризации раздельного сбора мусора. Ребята в игровой форме познакомились с инструкцией по организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов.
В рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся составили информационный коллаж из рисунков «Разделяй мусор правильно». Правильная утилизация и сортировка отходов способны решить множество экологических и финансовых задач. Если каждый из нас научится сортировать мусор дома, это облегчит работу перерабатывающим предприятиям. В результате мы получим чистоту на улицах и более дешевые экологичные товары на полках магазинов.
В целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма «Чистая вода». Ежегодно 22 марта в мире отмечается Всемирный день водных ресурсов. Учащиеся IX класса провели просветительскую беседу-презентацию с учащимися 2 – 4 классов «Берегите воду». Ребята рассказали малышам о бесценном даре природы.
23.02.2023
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего
В рамках ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» классный руководитель IX класса Матонис Мария Иосифовна ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков: «Беларусь: энергетика настоящего и будущего», «Энергосбережение для всех и для каждого».
Очень символично, что именно в этот день проходит встреча в рамках республиканского информационно-образовательного проекта ШАГ, так как 23 февраля в нашей стране отмечается День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Ребята получили поздравления и памятные календарики, ведь они будущие защитники Отечества. Посмотрев видеоролик учащиеся узнали, что энергетика - одна из основных отраслей национальной экономики Республики Беларусь. Её развитие определяется стратегией социально-экономического развития государства и рядом государственных программ. Сегодня энергетическая система Беларуси – стабильно работающий технологический комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией. В Республике Беларусь 100% населения имеет доступ к электроэнергии.
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащиеся обсуждали, какими энергоресурсами располагает наша страна, почему в Беларуси сделана ставка на развитие атомной энергетики. Ребята подготовили информацию о истории развития современной электроэнергетики. Узнали о динамично развивающейся торфяной промышленности. Беларусь занимает 3-е место в мире по объемам добычи торфа и 1-е место в мире по объемам производства торфяных брикетов. Постепенно получают прописку новые технологии, основанные на преобразовании солнечной энергии. В стране построено 109 ветроэнергетических установок. Просмотр фильма ОНТ о БелАЭС «Станция» произвел большое впечатление, ведь наша страна стала первой зарубежной площадкой, где госкорпорация «Росатом» построила атомную станцию с водо-водяными реакторами поколения «3+», отвечающую самым высоким требованиям безопасности. Будущим выпускникам школы было интересно узнать, специалисты каких профессий работают на БелАЭС, и какие учебные заведения их готовят.
В рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся составили информационный коллаж из рисунков «Полезные советы для энергосбережения». Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, то есть, другими словами, расходовать энергию более разумно. Каждый год наша школа активно принимает участие в республиканском конкурсе проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон». Ребята подготовили информационные буклеты, которые сегодня раздали работникам школы. Эффективное использование энергии в промышленности и быту, ее экономия являются ключом к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, стимулом для развития экономики.
Подростков очень заинтересовала профессия энергетик. Они захотели узнать, чем занимаются эти люди, что входит в их обязанности. Чтобы получить ответы на эти вопросы, ребята встретились с главным энергетиком КСУП «Гирки» Сергеем Владимировичем Мелешко. Он рассказал и показал учащимся электрооборудование, познакомил со спецификой своей профессии. Учащиеся осознанно восприняли информацию, с пониманием взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны. Для того, чтобы быть современным, образованным гражданином, думающим о процветании своей страны, благополучии и здоровье своей семьи, нужно экономить энергоресурсы.
26.01.2023
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Наука и инновации - настоящее и будущее нашей экономики
В рамках ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» классный руководитель XIII класса Троцкая Татьяна Петровна ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков: «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь», «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации», «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».
Учащиеся узнали, что организацию науки, научных исследований и разработок, аттестацию научных кадров высшей квалификации и инновационное развитие обеспечивают Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси), Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК).
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащиеся обсуждали полученную информацию. Ребята подготовили информацию о ученых, внесших значительный вклад в мировую науку. Также обсудили активные научные исследования, которые ведутся в Национальной академии наук Беларуси. Услышав о необычном памятнике в небольшом академическом дворике около здания библиотеки им. Якуба Коласа в Минке, ребята тоже попробовали сделать ленту Мёбиуса.
Просмотр видеоролика о Национальном детском технопарке вызвал у учащихся бурные обсуждения. Ребята дискутировали, высказывали свое мнение о знаниях и умениях, которые необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия.
В рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ребята составили кластер «15 образовательных направлений», которые действуют в Национальном детском технопарке.
Подростков очень заинтересовало такое направление как «Робототехника». Поэтому они не стали откладывать это надолго и в тот же день посетили STEAM-центр Вороновской средней школы. Там они смогли поработать с робототехническим конструктором, создали свой первый алгоритм для Робота.
Белорусская наука – это система взаимодействующих организаций, которые проводят исследования и разработки по широкому спектру направлений получения и применения новейших знаний, отвечающих передовым рубежам мирового научно-технического прогресса. Поэтому уже со школьной скамьи нужно прививать интерес учащихся к постижению знаний и созиданию.
22.12.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
Учащиеся познакомились с содержанием информационных блоков:
"Без срока давности" (поисковая и исследовательская деятельность);
"Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить";
"Историческая память - связь времен и поколений".
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"
В ходе открытого диалога ребята обсуждали вопросы геноцида белорусского народа в годы Великой отечественной войны, важность сохранения памятников, напоминающих людям о далеком трагическом и героическом прошлом. Библиотекарь школы Валюкевич Е.Н.напомнила учащимся о действующем проекте "Поезд Памяти", о просветительско-патриотической акции "Диктант Победы", в которой приняли участие и наши 12 учащихся.
Учащиеся рассказывали о своих впечатлениях после посещения памятных мест (Мемориальный комплекс «Хатынь», "Курган Славы", музей холодной войны "Бункер 77").
ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"
История Беларуси многогранна. У нас было много трагических и героических страниц в любом историческом периоде, и нам всегда было чем гордиться. Прежде всего тем, что наши люди, белорусы, тысячелетиями жили на этом геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи военных конфликтов, и, несмотря ни на что, отстояли свое право жить и развиваться на этой земле.
Без знания прошлого невозможно успешное будущее. Именно поэтому на государственном уровне такое большое внимание уделяется сохранению исторической памяти, героического наследия и правды обо всех периодах жизни нашего народа.
Приняли решение в период летних каникул посетить Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой".
24.11.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Наша промышленность - надёжный фундамент независимости
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
Беларусь выбрала свой путь развития – с учетом интересов простых граждан, по принципу социальной справедливости. Люди поверили в собственные силы, у них появилась надежда на новую жизнь.
Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, поднято сельское хозяйство, созданы инновационные производства, внедрены высокие технологии.
Обсуждение темы велось по двум информационным блокам: «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны»; «Беларусь – “страна большой химии”»; «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь». В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» использовались видеоматериалы и мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"
В ходе открытых диалогов учащиеся совместно с классным руководителем обсудили актуальные вопросы: машиностроение – ведущая отрасль экономики страны, флагманы белорусского машиностроения, экологичные виды транспорта, связь машиностроения с наукой и современными технологиями, химическая промышленность, инновации, импортозамещение, геополитическая безопасность, мировой калийный рынок, красное золото химической промышленности; «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь, его роль в развитии различных видов хозяйственной деятельности страны; калийные соли и современная медицина и др.
ШАГ 3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ"
В рамках данного этапа учащиеся приняли участие в следующих мероприятиях:
обсуждение видеоролика учащихся 9 класса "Экскурсии на производство? Что может быть интересней";
составлении ментальной карты «Промышленность Беларуси»;
составлении ТОП-5 достижений в промышленности Гродненской области.
27.10.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
В первом информационном блоке классный руководитель 8 класса Троцкая Татьяна Петровна познакомила учащихся с информацией «Государственная система правовой информации». Педагог обратила внимание учащихся, что государственная система правовой информации объединяет государственные органы и организации, разрабатывающие правовые акты, а также создает необходимые условия по их доведению до всех заинтересованных через разработку информационных технологий и формирование информационно-правовых ресурсов. Важнейшее социальное значение для человека и государства имеет доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь.
1 октября 2022 года Национальному центру правовой информации исполнилось 25 лет. Столько же лет и государственной системе правовой информации, без которой развитие всех отраслей экономики нашей страны, реализация прав и законных интересов граждан, стабильность и процветание Беларуси были бы не такими эффективными.
Учащиеся узнали, что Национальный правовой Интернет-портал (pravo.by) – основной государственный информационный ресурс сети Интернет в области права и правовой информатизации. С 1 июля 2012 года Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь является единственным источником официального опубликования правовых актов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
Во втором информационном блоке «По страницам Детского правового сайта mir.pravo.by» учащиеся возобновили информацию о Детском правовом сайте, который является уникальным специализированным интернет-ресурсом по правовому просвещению детей и подростков в Республике Беларусь. Ресурс содержит игровые, текстовые, графические и видеоматериалы правовой тематики, систематизированные по разделам.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
На данном этапе ребята рассуждали, что доступность правовой информации имеет важное социальное значение для человека и государства. Государственная система правовой информации – гордость независимой Беларуси, ее опора и важный инструмент устойчивого развития.
Для несовершеннолетних создан тематический банк данных «Права несовершеннолетних», в котором можно найти информацию по актуальным темам: возраст трудоустройства, льготы, гарантии и ограничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности несовершеннолетних, права и обязанности подростков, ответственность за нарушение установленных в обществе правил и другие.
Учащиеся делились впечатлениями о Детском правовом сайте. Ученики искали ответы на вопросы «Как получить водительское удостоверение несовершеннолетнему?», «Можно ли подростку находиться на улице в ночное время суток?».
В рамках ежегодной акции «Мы – граждане Беларуси» 14-летним юношам и девушкам торжественно вручают паспорта граждан Республики Беларусь и подарочное издание «Я – гражданин Республики Беларусь».
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Подводя итоги встречи, ребята сделали вывод, что доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, имеет важнейшее социальное значение как для государства, так и для каждого его гражданина. Государственная система правовой информации, функционирование и развитие которой обеспечивается Национальным центром правовой информации, не только позволяет легко ориентироваться в правовом поле и находить необходимые сведения, но и быть активным гражданином своей страны.
22.09.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Классный руководитель 9 класса Матонис М.И. ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
«Один маршрут – общая память»;
«Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Мария Иосифовна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Один маршрут – общая память»
Вопросы для обсуждения:
Недавно вы были участниками единого урока, посвященного Дню народного единства, на котором рассмотрели, в чем состоит суть этого праздника, поговорили о традициях, добрых, уважительных отношениях между людьми разных поколений, национальностей и вероисповеданий в нашей стране.
Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, что «пришло время молодежи принимать эстафету у старших поколений и поддерживать Вечный огонь этой памяти»?
Как вы считаете, какова основная идея (цель) проекта «Поезд Памяти»?
Кто являлся инициатором и участниками этого проекта? В чем его особенности?
Для осуществления проекта выбран маршрут Брест – Гродно – Витебск – Смоленск – Ржев – Вязьма – Кубинка – Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Псков – Орша – Могилев – Гомель – Минск; проект соединяет две даты: 22 июня и 3 июля. Как вы думаете, с чем это связано?
Какой маршрут могли бы предложить вы для продолжения проекта?
Что на вас произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом? Чем запомнился данный проект?
Как вы думаете, насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны?
Блок «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».
Вопросы для обсуждения:
Расскажите, как вы обычно проводите свои каникулы.
В рамках республиканской информационно-просветительской акции «Шаг к успеху» нынешним летом у ребят, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях и санаториях, была возможность пообщаться с людьми, которые добились успеха в различных сферах деятельности (культуре, спорте, образовании, охране правопорядка, журналистике, бизнесе и многих других). Как вы считаете, какова цель данной акции?
Согласны ли вы с мнением, что «…личностный успех – это одно из слагаемых успешного развития белорусского государства»? Аргументируйте ответ.
Поделитесь свои мнением, как сделать летние каникулы по-настоящему интересными.
Многие ребята предпочитают в период летних каникул работать. Какие возможности предоставляются подросткам для работы во время каникул? Кем может работать подросток?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какими возможностями, предоставляемыми государством учащимся, вы воспользовались в период летних каникул?
Учащиеся решили в шестой школьный день 24.09.2022 года создать буклет «Каникулы с пользой» или «100 идей: как провести лето».
Учащиеся посетили фотовыставку "Поезд Победы", организованную руководителем по военно-патриотическому воспитанию Вильчевским Ю.И., которая расположилась в фойе школы.