ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям. Но особое место занимают подвижные игры.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.
Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч»)
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой (спортивные игры по упрощенным правилам).
Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).
Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.). У школьников в этом возрасте преобладает предметно образное мышление. Игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.
Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Учитель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя. От умения руководителя «подать» игру, создать настроение, объяснить и провести ее с занимающимися зависит эффект, который предопределяет педагогической задачей.
«Мы – весёлые ребята»
Дети находятся в одной стороне зала, по центру – двое водящих. Все ребята выбегают со словами: «мы – весёлые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать». Дети перебегают, водящие ловят.
«Мяч соседу»
Делим детей на 3-4 шеренги. Мяч у первого игрока в каждой шеренге. Передают по сигналу друг другу в шеренге, последний ударяет о пол и передаёт назад. Повторить 2-3 раза. Детям необходимо стараться не уронить мяч.
«Узнай по голосу»
Дети разбежались. Услышав команду: «1, 2, 3 – в круг скорей беги!», все сбегаются и идут по кругу. В кругу водящий: «Ты загадку отгадай, кто тебя назвал – узнай». Один называет фамилию и имя. Если угадал – меняются.
«Догони свою пару»
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, образовывая пары. По сигналу первые догоняют вторых, а те бегут за черту. Определяются более ловкие дети.
«Мяч над головой»
Делим детей на 2-4 колонны. У первого в руках мяч, мяч передают над головой прямыми руками. Последний ребёнок с мячом бежит и отдаёт первому. Повторять 2-3 раза.
«Метко в цель»
2-3 команды детей. 1-я выстраивается вдоль линии. У каждого мячик для метания. В 5-8 метрах напротив каждого – кегля. По сигналу выбивают каждый свою кеглю. В каждой команде считаются очки. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество очков.
«Удочка»
Все дети стоят в кругу. По центру водящий с верёвкой, на конце которой мешочек с песком. Водящий крутит верёвку, все подпрыгивают, чтобы их не задело. Тот, кто попался на удочку, выбывает из игры.
«Горелки»
Две колонны. Слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят
Колокольчики звенят
1-2-3 – беги!
Последняя пара бежит вперёд и старается стать впереди и взяться за руки. Водящий пытается поймать одного.
«Два Мороза»
Дети находятся в конце зала. По центру – 2 Мороза. «Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз – Красный нос, я Мороз – Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз». Дети бегут, а Морозы их останавливают.
«День и ночь»
Две команды стоят спиной друг к другу на расстоянии 2 м, по команде «День» -І команда убегает в свой дом, а «Ночь» (ІІ команда) - ловит. И наоборот.
«Через кочки и пенёчки»
Лагерь, лес, обозначены кочки и пенёчки. На противоположной стороне – дерево, за ним – дикие пчёлы (2-3чел.). Дети идут и говорят: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенёчки. Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал? Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки. Нам не страшен пчёлок рой, убежим скорей домой». Все убегают от «диких пчёл».
«Будь ловким»
Дети вокруг круга. Перед каждым – камешек. Водящий в ценре круга. По сигналу дети перепрыгивают свой камешек и запрыгивают в круг. Водящий ловит.
«Лиса и куры»
Дети – куры. Назначается лиса. Гимнастические скамейки – насест. По сигналу учителя лиса перепрыгивает через скамейки и ловит кур. Курица на насесте – ловить нельзя. Долго на насесте сидеть нельзя. По сигналу учителя лиса уходит к себе подсчитывать пойманных курей. Затем назначается новая лиса.
Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”
Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).
1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыре прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли
10. Прыгаем по три человека одновременно.
Тот, кто первым закончит прыгать, тот и победил.
Не менее интересны спортивные игры.
В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).
Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят.
Тарелочка по кругу
4-5 человек встают по кругу на расстоянии 5-8 м один от другого. У ᴨервого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает её дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не усᴨел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается, и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя прилетела выше головы.
Играют 8-10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.
Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8-10 человек, следует ввести в игру 3 тарелочки.
Эстафета с поворотами
За общей линией старта выстраиваются 2-3 команды, игроки котоҏыҳ стоят в колонне по одному. В 12-18 метрах от линии напротив каждой колонны - набивной мяч (городок, флажок).
По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего вᴨереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший ᴨеребежку встаёт в конец своей колонны.
Победа, как правило, достаётся более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.