Прогулка в группе продленного дня
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе.
Она решает, прежде всего, задачи оздоровления детей, восстановления их умственной работоспособности, а также расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений, экологического, эстетического воспитания младших школьников.
Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве. Именно на прогулке создаётся уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи опыта детей с жизнью в различных её проявлениях.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учёта физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Если взять за основу типологии прогулок ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи, можно выделить следующие виды:
- Спортивная прогулка, во время которой дети играют в спортивные игры, проводятся спортивные соревнования.
- Прогулка-наблюдение – основное содержание связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место её проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зелёная зона недалеко от школы.
- Прогулка-практикум, которая используется для закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
- Прогулка-задание, содержание которой определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продлённого дня. Задание дети получают в виде путёвки, например, от экологического штаба школы или от совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно.
- Прогулка-экскурсия, назначение которой – ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Но здесь главное – не само созерцание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места, прочувствовали их нравственно-патриотическое содержание и значение.
- Прогулка-поход, где можно было бы создать ситуации неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины.