26.05.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Произведено белорусами
<font face="times new roman, times, serif">Место проведения: </font><font color="#000000" face="times new roman, times, serif">зерносклад КСУП "Гирки"</font>
26 мая 2022 года мероприятие в рамках «ШАГ» «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» было проведено на зерноскладе КСУП «Гирки» Вороновского района.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЕМ». Встреча учащихся 8-9 классов с работниками КСУП прошла в форме экскурсии. Работник склада Винцкевич Данута Ромуальдовна познакомила учащихся с особенностями работы на зерноскладе.
Школьники познакомились с оборудованием, на котором изготавливаются 4 сорта комбикорма, а также попытались разобраться в тонкостях процесса сушки зерна. Оператор зерносушильного комплекса Берцевич Петр Иванович рассказал школьникам о начале пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на наш стол.
Особое впечатление школьники получили после посещения цеха по производству рапсового и подсолнечного масла. Школьники смогли воочию увидеть, как получается масло из обычных семечек. Работник цеха показал учащимся процесс отжима масла из семян подсолнечника, рассказал о том, куда отправляется масло после переработки, и куда идет жмых.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Состоявшийся диалог с работниками зерносклада и познавательная экскурсия получились интересными и полезными для учащихся. Ребята смогли задать интересующие их вопросы и получить на них исчерпывающие ответы. В фокусе обсуждения учащихся с работниками были затронуты следующие темы: продовольственная безопасность страны, развитие пищевой промышленности; высококачественная продукция под маркой «Сделано в Беларуси»; ассортимент мясной, молочной промышленности; бренды пищевой промышленности; лидеры молочной и мясной отрасли Беларуси; кондитерская отрасль; мукомольно-крупяная продукция; широкий ассортимент продуктов, конкурентоспособность отечественных пищевых продуктов; связь пищевой промышленности с наукой и современными технологиями; контроль качества сырья и продуктов; продукты оздоровительного действия; правила здорового питания; полноценное питание, качественное, рациональное питание; активный образ жизни, принципы рационального питания.
По итогам встречи, в рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ», ребята вспомнили слова Президента: «Обеспечение продовольственной безопасности страны и экспорт высококачественной продукции под маркой «Сделано в Беларуси» – эти две важнейшие задачи, поставленные мной буквально с первых дней президентства и постоянно находящиеся на моём контроле, дали мощный толчок развитию пищевой промышленности страны».
Учащиеся предложили в июне отправиться на экскурсию в г. Лида на ОАО «Лидахлебопродукт», чтобы увидеть дальнейший путь хлеба на наши столы.
19.05.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Итоги и уроки войны. Память о войне
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
Учитель истории Мингилевич Валентина Юльяновна актуализировала знания учащихся об итогах и масштабе войны, о людских и материальных потерях советского народа, об основных факторах Победы СССР в Великой Отечественной войне; акцентировала внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история».
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"
<font face="times new roman, times, serif">Учащиеся обсудили информацию, полученную в ШАГе1:</font>
1. Приведите факты, конкретизирующие причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. Согласны ли вы с суждением, что снос и осквернение памятников советским воинам в Европе – это попытка переписать историю Великой Отечественной войны, которая может привести к возрождению фашизма?
3. В поэме Роберта Рождественского «Реквием», посвященной Великой Отечественной войне, есть следующие слова:
Помните! Через века, через года, помните! О тех, кто уже не придет никогда, помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны... Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, помните! Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Как вы считаете, актуальны ли эти слова сегодня? Свое мнение аргументируйте.
ШАГ 3 "МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ". В ходе подведения итогов учащиеся решили принять участие участии в акциях «Беларусь помнит», «Герои моей семьи».
28.04.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Нам этот мир завещано беречь
<font face="times new roman, times, serif">Приглашенный гость: </font><font color="#000000" face="times new roman, times, serif">Мушинская С.М., председатель Гирковского сельского исполнительного комитета</font>
День Победы – священная дата для всех нас. Особое звучание она приобретает в Год исторической памяти. 28 апреля 2022 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 8-9 классов прошел Урок Памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященный 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне,
День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Беларуси – государственный праздник, установленный Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года. Для белорусов это особый праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам. 9 мая 1945 года советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне, которая длилась 1418 дней и ночей, и в ходе которой решалась не только судьба СССР, но и будущее мировой цивилизации.
Мы все родились после Великой Отечественной войны. Но эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все меньше и меньше остается участников и свидетелей той страшной войны. И мы, поколения, не знавшие войны, должны помнить примеры героической стойкости советских воинов, партизан и подпольщиков, самоотверженного труда женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.
Приглашенный гость - Мушинская Светлана Михайловна - напомнила учащимся о том, что такое Великая Отечественная война, Победа для нашего общества. К сожалению, ветеранов на территории нашего Гирковского сельского совета на сегодняшний день не осталось. Но мы должны помнить о событиях тех страшных лет. И эта память должна передаваться из поколения в поколение.
В конце мероприятия участники почтили минутой молчания память отдавших жизни за мир на земле!
21.04.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Освобождение Беларуси от германских захватчиков
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
Учитель истории Мингилевич Валентина Юльяновна актуализировала знания учащихся об основных этапах освобождения территории Беларуси, акцентировал внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «История Беларуси» (тема «Освобождение БССР от германских захватчиков»).
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"
Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
– Какую роль в освобождении Беларуси играли партизаны и подпольщики? Приведите примеры взаимодействия партизан и подпольщиков с частями Красной Армии.
– Какую задачу решала «рельсовая война» в ходе Белорусской наступательной операции?
– Каковы основные итоги операции «Багратион» и ее военно-политическое значение?
ШАГ 3 "МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ"
В ходе подведения итогов Валентина Юльяновна предложила учащимся подготовить сообщение о том, как происходило освобождение Гродненской области.
07.04.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Советский тыл в годы войны
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ"
Учитель истории Мингилевич Валентина Юльяновна актуализировала знания учащихся о деятельности тружеников советского тыла, акцентировала внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Советский тыл во время войны»).
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ"
Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Учитель предложила учащимся обсудить следующие вопросы:
– Какие новые виды вооружения и военной техники были разработаны и начали выпускаться в СССР в годы войны?
– Как вы понимаете слова «трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»? В чем, по вашему мнению он заключался?
– Согласны ли вы с утверждением: «важным условием победы СССР в войне стала работа тыла»? Аргументируйте свое мнение.
ШАГ 3 "МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ"
В ходе подведения итогов учитель предложила учащимся узнать, какие предприятия работали на территории их населенного пункта (района) до Великой Отечественной войны? Что произошло с ними в годы войны?
17.03.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Формы и методы борьбы подпольщиков
ШАГ1 "МЫ УЗНАЕМ"
Важной частью всенародного сопротивления немецко-фашистским оккупантам являлась подпольная борьба, в которой участвовало более 70 тыс. белорусских патриотов. Подпольная борьба была массовой. Подпольные антифашистские группы действовали во многих городах и сельских населенных пунктах Беларуси. Наиболее активной подпольная антифашистская деятельность была в Минске.
Учащиеся познакомились с разными формами и методами подпольной антифашистской борьбы. Подпольщики совершали террористические акты против руководителей оккупационных властей и их приспешников. В ночь на 22 сентября 1943 г. участницы Минского подполья Елена Григорьевна Мазаник, Мария Борисовна Осипова и Надежда Викторовна Троян осуществили операцию по уничтожению генерального комиссара (гауляйтера) Беларуси Вильгельма Кубе. За этот подвиг они были удостоены звания Героя Советского Союза.
Важное место в деятельности подпольщиков занимали агитационно-пропагандистская работа среди населения и ведение разведки. В январе 1942 г. в Минске было налажено издание периодического листка «Вестник Родины», газеты «Патриот Родины», листовок. В мае 1942 г. стала издаваться газета «Звязда». Массовым тиражом в Беларусь доставлялись газеты «За Савецкую Беларусь», агитплакат «Раздавім фашысцкую гадзіну!».
Подпольщики спасли жизнь многим советским людям, переправив их семьи из городов к партизанам. Так, за годы оккупации минские подпольщики вывели из города в партизанские отряды более 10 тыс. семей минчан, в том числе около тысячи семей смертников из минского гетто.
ШАГ2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Организовано обсуждение информации, полученной в ходе ШАГа 1. Ребята поразмышляли над следующими вопросами:
- Какое значение имела подпольная борьба на оккупированной территории БССР для разгрома немецко-фашистских захватчиков?
- Имена каких партизан и подпольщиков носят улицы нашего населенного пункта?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
Учащиеся сделали вывод о том, что подпольная борьба приобрела широкий размах в период оккупации территории Беларуси немецко-фашистскими войсками.
В ходе подведения итогов Валентина Юльяновна предложила учащимся составить короткое сообщение об одном из героев подполья, используя дополнительную литературу.
24.02.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета
<font face="times new roman, times, serif">Приглашенный гость: </font><font color="#000000" face="times new roman, times, serif">Чубрик Н.В. - заместитель начальника пограничной заставы "Заболоть", военнослужащие заставы</font>
ШАГ 1 "МЫ УЗНАЕМ".
Учащиеся 8-9 классов с применением визуальной демонстрации ознакомились с содержанием информационных блоков:
"Вооружённые силы Беларуси - гарант национальной безопасности страны";
"Границы Беларуси под надёжной защитой";
"Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом".
Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ".
Организовано обсуждение информации, представленной в ШАГ 1 по принципу "вопрос-ответ", в котором принимали активное участие учащиеся 8 - 9 классов.
Как вы считаете, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам обороноспособности? Почему мирной Беларуси необходимо поддерживать боеспособность армии?
Какими достижениями в укреплении обороноспособности страны могут гордиться белорусы?
Какую еще деятельность осуществляет армия в мирное время?
Почему служба в рядах Вооруженных Сил – это священный долг и почетная обязанность граждан Республики Беларусь?
Вооруженные Силы Республики Беларусь, национальная безопасность, обороноспособность армии, армия и современные технологии, защита суверенитета и независимости страны, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, гордость за свою страну, миролюбивая политика, патриотизм, историческая память, поисковая деятельность, память о защитниках Отечества и жертвах войн, армия и большой спорт.
Приглашённый гость Чубрик Н.В. рассказал учащимся о защите границы Беларуси.
ШАГ 3" МЫ ДЕЙСТВУЕМ".
Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой.
Сегодня охрана рубежей – это по-прежнему нелегкая и опасная миссия. От бдительности и профессионализма воинов зависит спокойствие миллионов людей, экономическая и военная безопасность Республики Беларусь. Поэтому профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной.
Были подведены итоги проведённой беседы, а также в рамках данного этапа учащимся было предложено продолжить участие в акциях по благоустройству мемориалов и памятников воинской славы, организации шефства над ветеранами труда, пожилыми людьми.
17.02.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Подпольная борьба
ШАГ1 "МЫ УЗНАЕМ"
Учащиеся работали с историческими документами: директива №1 ЦК КП(б)Б от 30 июня 1941 «О переходе на подпольную работу партийных организаций, районов, занятых врагом»; письмо ЦК КП(б)Б командирам и комиссарам партизанских отрядов, всем партизанам и партизанкам Белоруссии об активизации действий партизанских отрядов в тылу врага. Ребята узнали, что в директиве определялись задачи подполья, формы построения и связи подпольного движения, подчёркивалась необходимость соблюдения строжайшей конспирации. Из письма ЦК КП(б)Б партизанам девятиклассники узнали о формах борьбы партизан на территории Беларуси, а также охарактеризовали исторические условия, в которых появилось это письмо.
ШАГ2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учащиеся обсуждали информацию, полученную в ШАГе 1, обсуждая следующие вопросы:
– Кто руководил подпольным движением на оккупированной территории Беларуси? Каким образом осуществлялась координация деятельности подпольщиков?
– Какие факторы, на ваш взгляд, содействовали развитию подпольного движения на оккупированной территории СССР?
– Наиболее тяжелым периодом были первые месяцы войны, когда многочисленные подпольные организации и их руководители были выявлены германскими спецслужбами и уничтожены. Как вы думаете, почему, несмотря на массовые расстрелы, антифашистская борьба продолжалась?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ» В итоге мероприятия учащиеся пришли к выводу, что подпольная борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков являлась одним из решающих условий разгрома врага, важным фактором в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В конце занятия учащиеся рассказали об улицах города Гродно, которые названы именами партизан и подпольщиков.
03.02.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях
В ходе ШАГа1 "МЫ УЗНАЕМ" учитель Вороновская И.Ч. актуализировала знания учащихся о движении Сопротивления на оккупированных территориях, о становлении и развитии партизанского движения, о первых партизанских отрядах на территории Беларуси
В ходе проведения ШАГа2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ», Ирина Чеславовна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Движение Сопротивления»
Для обсуждения учащимся были предложены вопросы:
- В каждой отдельной стране движение Сопротивления было глубоко национальным по своему характеру, но, в то же время, это было интернациональное движение. Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, каким образом действия участников движения Сопротивления в разных странах способствовали победе антигитлеровской коалиции и приблизили окончание войны?
Блок «Партизанское движение»
Для обсуждения учащимся были предложены вопросы:
- Как вы думаете, почему среди партизан и подпольщиков было много подростков и молодежи?
- В Беларуси сопротивление оккупантам носило общенародный характер: по организованности, количеству участников, формам и средствам борьбы превосходило все европейские страны. Как вы думаете, почему?
Против немецко-фашистских оккупантов сражалось более 6 тыс. партизанских отрядов, объединявших свыше 1 млн партизан. Так как 54 % партизан составляла местная молодежь в возрасте до 25 лет, занятие продолжили учащиеся, которые подготовили небольшие сообщения для своих одноклассников о школьниках, которые удостоены звания Героя Советского Союза: Марате Казее, Вале Котик, Лене Голикове, Зине Портновой, Александре Чекалине.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ».
В ходе подведения итогов учащимся были предложены кроссворд о Великой Отечественной войне», в котором были вопросы о партизанских отрядах действующих на территории Гродненской области, о боевых операциях в Беларуси, о героях-партизанах.
27.01.2022
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный
В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЕМ» классный руководитель 9 класса Вороновская Ирина Чеславовна ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь.
- Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения.
Ирина Чеславовна отметила: конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями.
Беларусь славится своим культурным наследием, которое напрямую связано с религиозной жизнью. К нему относятся церкви, монастыри, костелы, а также синагоги, мечети и деревянные храмы староверов.
Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом. Население микрорайона нашего учреждения образования, в основном, католического вероисповедания. В связи с этим, информационный час продолжили учащиеся, которые подготовили небольшие сообщения для своих одноклассников о близлежащих костелах:
- учащийся 9 класса Бальтюкевич Кирилл подготовил информацию о Костеле Вознесения Девы Марии в д. Нача Вороновского района;
- учащийся 8 класса Седляр Максим рассказал об особенностях Костела Богоматери Руженцовой в г.п. Радунь Вороновского района.
-
В центре обсуждения на этапе ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» был вопрос толерантности белорусского народа, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Учащиеся совместно с Ириной Чеславовной искали ответы на вопросы:
- В чем уникальность религиозной ситуации в нашей стране?
- Насколько актуальны сегодня, с вашей точки зрения, слова английского писателя Герберта Уэллса «Наша истинная национальность – человек»?
- Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Политика межнационального и межконфессионального мира – бренд Беларуси»?
- В чем заключается ключевая идея концепции Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?
- Что значит для вас понятие историческая память? Зачем она необходима человеку, народу? Аргументируйте свой ответ.
-
С целью закрепления и обобщения знаний, учащиеся приняли участие в игре-викторине «Храмы Вороновского района».
-
По итогам встречи, в рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ», ребята отметили, что в свете последних событий тема сегодняшнего информационного часа является актуальной и полезной. Толерантности нужно учиться, потому что только это знание спасет людей от жестокости, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах.
Учащиеся предложили в апреле 2022 года провести спортивный праздник «Игры разных народов» с приглашением учащихся из соседнего учреждения образования «Пелясская средняя школа с обучением на литовском языке».
ФОТООТЧЕТ
20.01.2022
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Политика геноцида, грабежа и насилия
В ходе ШАГа 1 "МЫ УЗНАЕМ" учитель истории Мингилевич В.Ю. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»;
– «Экономическая политика германских оккупационных властей»;
– «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
В ходе проведения ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ», Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»
Для обсуждения учащимся были предложены вопросы:
– Почему евреи выселялись в отдельные районы? Какое название получили районы для проживания евреев?
– Охарактеризуйте проявления дискриминации и геноцида населения на оккупированной территории Беларуси. Дайте им оценку.
Блок «Экономическая политика германских оккупационных властей»
Для обсуждения учащимся были предложены вопросы:
– Как вы считаете, какие цели преследовало германское командование, осуществляя на территории Беларуси свою экономическую политику?
– Почему фашистам не удалось осуществить свои планы?
Блок «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
Гитлер так определил религиозную политику немецко-фашистских властей:
«Мы должны избегать того, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные потребности больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола».
Валентина Юльяновна предложила учащимся обсудить следующие вопросы:
– Как вы считаете, какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?
– Почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению?
– Почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ». Валентина Юльяновна подвела итоги встречи.
Население захваченных стран Европы и Советского Союза не поддерживало политические и военно-экономические планы оккупантов.
Наоборот, с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление, причем не только в оккупированных странах, но и в странах – союзницах нацистской Германии.
16.12.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Германский оккупационный режим
В ходе ШАГа 1 "МЫ УЗНАЕМ" учитель истории Мингилевич В.Ю. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
– «Новый порядок»;
- «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;
– «Оккупационный аппарат управления»;
– «Коллаборационизм».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Новый порядок» оккупантов»
Учащиеся под руководством Валентины Юльяновны обсудили вопрос:
– Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?
Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»
Валентина Юльяновна обсудила с учащимися картосхему «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)».
Учащиеся обсудили вопрос:
– Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?
Блок «Оккупационный аппарат управления»
В рамках данного блока Мингилевич В.Ю. предложила учащимся обсудить вопросы:
– Каковы были цели созданных оккупантами органов управления?
– Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?
Блок «Коллаборационизм»
Учащиеся с учителем истории обсудили вопросы:
– Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?
– Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ». Валентина Юльяновна подвела итоги на основании гексограммы, составленной на протяжении занятия:
На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров.
Оккупационный режим опирался на войска вермахта, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию и вспомогательные местные полицейские силы.
Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты).
Вместе с тем министр восточных областей А.Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.
02.12.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Коренной перелом в Великой Отечественной войне
В ходе ШАГа 1 "МЫ УЗНАЕМ" учитель истории Мингилевич В.Ю. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- "От Москвы до Сталинграда"
- "Проблема открытия второго фронта в Европе"
- "Тегеранская конференция".
ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ". Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной при рассмотрении материалов ШАГа 1.
Какие, по вашему мнению, битвы 1942–1943 гг. закрепили стратегическую инициативу Красной Армии?
Как вы думаете, почему проблема открытия второго фронта долгое время оставалась нерешенной? Свое мнение обоснуйте.
Какую роль в деятельности антигитлеровской коалиции сыграла Тегеранская конференция?
ШАГ 3 "МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ". При подведении итогов занятия, учащиеся составили гексограмму "Коренной перелом".
25.11.2021
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Всегда на связи
Приглашённый гость:
Мацкевич Ангелина Андреевна - заведующая почтового отделения связи "Гирки"
Встречу открыла классный руководитель 8 класса Матонис Мария Иосифовна.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ». Мария Иосифовна ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
– «Цифровые технологии на службе человека»;
– «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».
Также вниманию учащихся была представлена мультимедийная презентация, подготовленная педагогом.
Во время реализации ШАГа 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ" учащиеся побеседовали с гостьей мероприятия - Ангелиной Андреевной, которая рассказала об особенностях работы почтового отделения в сельской местности. Учащихся интересовали многие вопросы, но особенно - востребована ли среди населения отправка писем, открыток в конвертах.
Учащимся также предоставилась возможность побеседовать с работниками Вороновского участка электросвязи Лидского зонального узла электросвязи Гродненского филиала РУП "Белтелеком". Работники ответили учащимся на ряд вопросов: возможности Интернета в отдалённых деревнях, современное телевидение, Wi-Fi, пакеты услуг (Интернет, телевидение, телефон).
Далее учащиеся продолжили обсуждение информации по блокам. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Наша страна занимает 32-е место в мире по уровню развития информационно-коммуникационных технологий и является лидером в регионе СНГ. Стратегической целью цифровизации экономики является качественный рост ее конкурентоспособности и выход на лидирующие позиции на мировом рынке, рост благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством цифровой трансформации всех аспектов человеческой деятельности.
В настоящее время Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С одной стороны, это открывает перед гражданами и обществом ряд перспектив, с другой – влечет появление новых рисков и угроз. Развитие телекоммуникационных технологий, стремительный рост числа электронных устройств и услуг, предоставляемых населению с использованием информационных технологий, привело к увеличению количества киберпреступлений.
Ребята обсудили информацию, полученную после прослушивания блоков:
- Какие достижения информационно-коммуникационных технологий активно внедряются в Беларуси и доступны для массового пользования гражданами нашей страны?
- Что представляет собой электронное правительство?
- Какими услугами электронного правительства пользуются ваши родители?
- Какую роль в обеспечении качества связи играют РУП «Белпочта»иРУП «Белтелеком»?
- Какими услугами данных предприятий вы пользуетесь?
- Специалисты каких профессий работают на предприятиях «Белпочта»,«Белтелеком»?
- Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?
- Приведите примеры ситуаций, когда обращение к современным средствам связи помогало вам оперативно решать имеющиеся вопросы.
- Какие опасности подстерегают пользователей?
В ходе реализации ШАГа3 "МЫ ДЕЙСТВУЕМ" Мария Иосифовна подвела итоги мероприятия. Каждая эпоха и каждое поколение формирует свой уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Цифровые устройства в жизни современного человека приобретают большое значение, дают новые возможности для получения информации, общения, учебы, развлечения. Интернет-технологии изменяют образ жизни современного человека, влияют на его поведение, привычки, круг интересов.
- Подумайте, как изменился бы ваш образ жизни, если бы не стало Интернета. Что исчезло бы из вашей жизни, что появилось бы?
18.11.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Крах "молниеносной" войны
В ходе ШАГа 1 "МЫ УЗНАЕМ" учитель истории Мингилевич В.Ю. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- «Захват Беларуси германским вермахтом»;
- «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»;
- «Бои на Ленинградском направлении и на Украине»;
- «Московская битва»;
- «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Валентина Юльяновна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
- Какое значение имели оборонительные бои Красной Армии на территории Беларуси летом 1941 года?
- Согласны ли вы с утверждением, что Смоленская битва имела стратегическое значение для последующих военных действий Красной Армии? Свое мнение объясните.
- Как вы думаете, почему гитлеровцы, имея огромное военное превосходство, не смогли захватить город Ленинград?
- Каковы, по вашему мнению, причины победы Красной Армии в Московской битве?
- Какое, на ваш взгляд, значение имело создание антигитлеровской коалиции?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
Первые полгода Великой Отечественной войны были не просто временем испытания мужества народов Советского Союза и его армии. Они имели очень важное значение для дальнейших военных действий.
Эти полгода стали началом поражения гитлеровского вермахта. Стратегия «молниеносной войны», которая оправдала себя в войне на Западе, в СССР потерпела крах.
28.10.2021
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас - главная ценность
Приглашённые гости:
Вороновская Валентина Станиславовна - фельдшер поста скорой медицинской помощи Радунской городской больницы
Мингилевич Гелена Марьяновна - заведующая фельдшерско-акушерским пунктом агрогородка Гирки
Встречу открыла классный руководитель 8 класса Матонис Мария Иосифовна.
В ходе ШАГА 1 «МЫ УЗНАЁМ» Мария Иосифовна ознакомила присутствующих с информационными блоками:
- «Здоровая нация – успешное будущее государства»;
- «Твоё здоровье в твоих руках».
Педагог отметила, что здоровье – это бесценное достояние каждого человека. В нашем государстве гарантирована бесплатная и доступная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения с бюджетной системой финансирования. По доступности медицины Беларусь делит первое место в мире с Брунеем и Канадой.
Мария Иосифовна отметила, что огромную роль в развитии здравоохранения Беларуси играет 4-уровневая система оказания медицинской помощи – от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров.
Во время ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащиеся поближе познакомились с гостями открытого диалога. Отвечая на вопросы учащихся, Валентина Станиславовна и Гелена Марьяновна отметили, что наше здоровье – это прежде всего наш образ жизни. И именно от нас зависит, будет ли в нем место вредным привычкам, или предпочтение будет отдано здоровому образу жизни.
Учащаяся Бальцевич Валерия отметила, что во время последней поездки в Лиду Президент Республики Беларусь отметил: «Ситуация с СOVID вызывает осторожный оптимизм». Гости пояснили учащимся, как обстоит ситуация с коронавирусом в нашем регионе.
Завершилась встреча с гостями награждением учащегося специальной медалью «За лучший вопрос». Сегодня им оказался учащийся 8 класса Руселевич Александр.
В рамках ШАГА 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ», учащиеся создали интерактивный плакат «ТОП 5 достижений белорусской системы здравоохранения».
21.10.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Начало Великой Отечественной войны
В рамках этапа ШАГ 1 "МЫ УЗНАЁМ" учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков: «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза», «План “Барбаросса”», « Нападение Германии на СССР. Приграничные бои», «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация»
На втором этапе ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» проходило обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Учащиеся ответили на вопросы Валентины Юльяновны:
1. Какой была основная цель гитлеровской Германии в войне против СССР?
2. Какие пункты плана «Ост» свидетельствовали о том, что фашисты планировали захваченные территории СССР колонизировать и германизировать?
3. Дайте оценку плану «Ост».
4.Как вы думаете, почему основное направление удара германской армии было выбрано через Беларусь? Сколько времени, судя по плану «Барбаросса», фашисты отводили на захват Беларуси?
5.Чем была обусловлена выбранная германским руководством стратегия «блицкрига» для разгрома СССР?
6. Как вы думаете, почему Советский Союз понес такие большие потери в первые дни войны?
7.Советские пограничники в первые дни войны часами и сутками сдерживали вражеские атаки. Чем, на ваш взгляд, обусловлен героизм советских солдат?
8. Как вы думаете, почему руководство СССР призывало не оставлять на оккупированной территории материальные ценности, уничтожать государственные запасы продовольствия?
9. Какие органы были созданы в СССР для управления страной в военное время?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
Учащиеся аргументировали свое мнение о том, какие из принятых мер руководством СССР в первые дни войны, помогли одержать победу над фашистской Германией.
В ходе встречи ребята решили посетить виртуальный тур по музею учреждения "Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны г. Минска".
07.10.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»: учитель истории Мингилевич Валентина Юльяновна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
«Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»Блок «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны»;
«Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;
«Вооруженные силы СССР»;
«Соотношение вооруженных сил Германии и СССР. Западный Особый военный округ»
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»: учитель истории организовала обсуждение полученной информации.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»: на основании информации, полученной во время занятия и при просмотре фильма "К труду и обороне готов!", учащиеся составили гексограмму "СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны".
23.09.2021
Участники: учащиеся 8-9 класса
Тема: Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны
Приглашённые гости:
Вильчевский Константин Юрьевич – старший преподаватель кафедры дискретной математики и алгоритмизации факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета.
Клецевич Галина Николаевна – преподаватель учреждения образования «Вороновский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства».
В информационном блоке ШАГ 1 «Мы узнаем» классный руководитель 9 класса Вороновская Ирина Чеславовна ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- Образование в Беларуси: во имя будущего страны.
- Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться.
Ирина Чеславовна отметила: сфера образования - самая крупная отрасль Беларуси, и, так или иначе, она касается каждого. А потому и внимание к этой сфере со стороны белорусского государства особенное. В Беларуси образование – одно из самых доступных в мире. В течение четырех последних лет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования. Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии 2020 года по показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который в нашей стране составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран. По показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси составляет 99,6 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98 %.
В ШАГе 2 «Мы размышляем» учащихся интересовали вопросы развития образования в Гродненском регионе, в стране в целом. Школьники много говорили о важности базового и среднего образования. О достижениях в сфере профессионально-технического и среднего специального образования учащимся рассказала преподаватель Вороновского колледжа Галина Николаевна Клецевич. Учащихся интересовали перспективы обучения в колледже, возможность получения среднего специального и высшего образования после окончания колледжа, а также вопросы трудоустройства.
Особенно интересным и приятным стал диалог в формате онлайн с бывшим учащимся нашего учреждения образования, а ныне старшим преподавателем факультета прикладной математики и информатики БГУ Константином Юрьевичем Вильчевским. Учащихся интересовали вопросы, связанные со школьными годами Константина Юрьевича:
- Как вы думаете, добились бы Вы тех успехов в профессиональной деятельности, которые имеете на сегодняшний день, без побед на олимпиадах в школьные годы?
- В школьные годы Вы являлись неоднократным победителем различных этапов республиканской олимпиады по информатике. На Ваш взгляд, при подготовке к олимпиадам всё-таки, чья роль наиболее существенна: ученика или учителя?
- Сколько раз Вы получали премию специального Фонда Президента Республики Беларусь и что для Вас она значит?
Поинтересовались школьники и такими понятиями, как «Университет 3.0» или «Цифровой университет».
Также не обошлось и без вопросов личного характера:
- Что для Вас означает принцип «Образование через всю жизнь»?
- Есть ли у Вас какое-нибудь хобби и есть ли вообще свободное время?
- Кем Вы себя представляете через 10, 20 лет?
Гости встречи с нескрываемой долей ностальгии вспомнили свои школьные годы, обсудили изменения, которые претерпевало образование за последние годы.
Встреча вызвала большой интерес у учащихся, так как тема образования для старшеклассников – особо значимая.
По итогам встречи, в рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ», совместными усилиями был спланирован макет «ТОП-5 достижений белорусской системы образования». Ребята аргументированно ответили, почему именно эти достижения должны быть включены в содержание плаката. Также отметили, что тяжело было определить только «пятерку», все достижения в образовании важны для нашей страны.
16.09.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Начало Второй мировой войны
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»: учитель истории Мингилевич Валентина Юльяновна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
- Начало Второй мировой войны.
- Поход Красной Армии в Западную Беларусь. Воссоединение Беларуси.
- Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР.
Учащиеся просмотрели видеофильм "Начало Великой войны".
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»: учитель истории организовала обсуждение полученной информации.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»: учащиеся сделали выводы о важности воссоединения Беларуси и тех социально-экономических, политических преобразованиях, которые произошли благодаря этому событию в западных областях БССР.
02.09.2021
Участники: учащиеся 9 класса
Тема: Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории ознакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
«Итоги Первой мировой войны»;
«Политические цели крупнейших стран после Первой мировой войны»;
«Приход фашистов к власти в Италии и Германии»;
«Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран»;
«Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.»;
«Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Выступил Винча Алексей с докладом «О Первой мировой войне».
Ребята с интересом слушали выступающего и имели возможность задать вопросы.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учителем истории и учениками была обсуждена актуальность данной темы.
Какие исторические события, по вашему мнению, способствовали развязыванию Второй мировой войны?