Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка "Обидчивый ребенок: меняем ситуацию"

Дата: 21 января 2021 в 10:24
Автор: Иодко К. С.
71 просмотр

Уважаемые родители! Часто мы видим , что ребёнок обижается на Вас, на друзей, на братика, сестричку. Примите к сведению несколько советов!
– Ребенок обижается не тогда, когда сталкивается с тем или иным поведением другого человека, – ребенок обижается, когда сталкивается с собственными сильными эмоциями, с которыми не может совладать. В этих случаях он, спасаясь от трудной ситуации, либо уходит от контакта, либо пытается манипулировать окружающими. Так или иначе, обижаются все дети, да и большинство взрослых. Но дети – чаще. У ребенка опыта меньше, ему труднее справляться с вдруг нахлынувшими эмоциями.

Если ребенок часто обижается, то, начав разбирать ситуацию, как правило, можно увидеть любопытный момент: у таких детей крайне мал набор возможных реакций. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому, или знают, но не пробовали. Почему? Потому что привычное как-то безопаснее, а новое таит в себе потенциальную опасность (не будет ли хуже?). Поэтому самая большая услуга, которую взрослые могут оказать обидчивому ребенку, – это расширить палитру его возможных реакций.

Как это сделать? Давайте рассмотрим несколько методов.

1. Отказ от обобщений. Часто от обидчивого ребенка можно услышать: «Меня все обижают». Это называется генерализацией (обобщением). А любые обобщения нужно разбивать до той части, в которой они становятся конкретными. В данном случае нужно уточнять: «Маша обижает? Нет? А Саша? А Дима?» Называйте вначале тех, кто, скорее всего, ребенка не обижает. Таким образом, вы и он придете к тому, что обижают не все, а некоторые.

Привычка думать обобщениями плоха, так как она блокирует возможность действия. Если все против, то всех не победишь, а можно только попробовать спрятаться и убежать. Если же обидчики лишь некоторые, то с этим вполне можно что-то сделать.

2. Прямое обращение. Учите ребенка тому, что если кто-то говорит нечто, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь (так делаешь). Пожалуйста, не нужно…». Учите также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию. С большой вероятностью другой человек откликнется и прекратит делать то, что могло обидеть. Этот способ помогает выйти из ситуации без обиды и при этом отстоять себя.

3. Игнорирование. Если прямое обращение не помогает, нужно иметь иные способы действия. Например, не замечать обидчика. Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников. Говорить им «мне неприятно» не помогает, потому что именно этого они и добиваются. Поняв это, нужно действовать по-иному. Например, попробовать запустить у себя в голове на полную громкость любимую песню, которая «заглушит» издевательства обидчика, или представлять, что обидчика здесь нет (но не наоборот, иначе получится очередное бегство!).

Впрочем, игнорирование могут применять не все дети. Трудно бывает детям импульсивным, эмоциональным. Они, пытаясь игнорировать, быстро срываются на крик или драку. Но чем старше ребенок, тем эффективнее он может применять этот метод.

4. Отговорки. Это хороший способ для дошколят и младших школьников. Да и в дальнейшем, только в более «отточенных», саркастических вариантах.

Итак, отговорки – это то, чем можно быстро и автоматически ответить, если ребенка обижают словом. От банальных («Кто так обзывается, тот сам так называется») до самых необычных, на какие только способна детская фантазия.

5. Интерес к другим. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на себе. Ему кажется, что все вокруг только и заняты тем, чтобы критически рассматривать его. Он будто окружен зеркалами со всех сторон: видит не других, а свои искаженные отражения.

Нужно развивать в нем настоящий интерес к другим людям. А для этого он должен их увидеть, узнать ближе. Договоритесь с воспитателем в саду или учителем в школе, пусть они дадут ребенку задание «создать портрет» кого-то из детей. Узнать, например, что тот ребенок любит из еды, какие мультики смотрит, чего боится, что ему не нравится. Сами задавайте больше личных вопросов про других людей вашему ребенку, переориентируя его с позиции «что он может сделать для тебя». Когда он сможет увидеть в других личность, проблема обидчивости начнет уходить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.